Эль-ин
Биологический вид, внешне гуманоидный, но по сути с людьми имеющий мало общего. Название среди людей — “эльфы”. Эволюционировали из людей и эльфов путем тысячелетнего контакта с Ауте. Славятся своей запредельной изменчивостью и непостоянством во всем, начиная от генетического кода и кончая внешней политикой. Истеричны. Помешаны на красоте. Жестоки. Экзотичны. Форма общественного устройства — матриархат. Официальный лидер — Хранительница Эль-онн. Материальной культуры или письменности людьми обнаружено не было. Язык переводу не поддается. Считаются непробиваемыми дикарями. На практике обладают изощренными формами ментального искусства, а также подобием науки, основанной на отличных от всего известного принципах и для людей называемой магией. Общаются посредством сенсорно-эмпатических образов.
"У эль-ин внешний облик почти столь же неизменный, как и у человека. Но внутри организма возможны любые, самые невероятные перестройки. За доли секунды можно превратиться в растение, затем в камень, затем в животное - внешне вы бы даже не заметили разницы. Однако если нарушена... "форма", вот как моя нога сегодня, то регенерация дается гораздо сложнее. Я не знаю, как объяснить. В вашем языке нет таких терминов".
"… менять внешнюю оболочку тоже можно. Это требует больших энергетических затрат и определенного мастерства. Одним дается легко, другим вообще недоступно, третьи меняют облик, как вы меняете одежду."
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Эль-онн
"Небеса Эль-онн - особенные. Они не имеют аналога в Ойкумене, они вообще, по физическим законам, не могут существовать. Это просто облако газов и болтающихся в нем различных объектов, неизвестно как оказавшееся посредине непостижимого Ничто, называемого нами Ауте. Здесь можно увидеть десяток солнц одновременно или же десяток лун, а можно столетиями не знать света. Здесь звезды имеют привычку подлетать и садиться на ладонь маленькими светлячками, здесь гравитация имеет примерно то же постоянство, что погода в других мирах, здесь соседствуют такие формы жизни и нежизни, что понятие разума теряет всякий смысл."
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Демоны
Раса, обитающая в дебрях Ауте. Близкие генетические “родственники” эль-ин, но гораздо менее закомплексованные по поводу целей и средств. Совсем не дружелюбны.
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Север-ин
Термины "северд-ин" и "безликие воины" означают одно и то же потому, что ни эль-ин, ни люди ничего не знают о них. Эти существа живут в одних Вероятностях с нами, но умудряются будто бы и не существовать вовсе. Они могут скользить из одного мира в другой без ведома дараев, и они проходят сквозь Щит на Эль-онн так, будто его никогда и не было. Если кто-то и знал о них что-то определенное, он не прожил достаточно долго, чтобы рассказать об этом.
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Ауте
Сложное философское понятие, основа мировоззрения эль-ин. Обладает множественным букетом значений:
1. Бесконечность, вероятность, неизвестное. Все, что не познано, включая стихийные бедствия и человеческую расу.
2. Физическая аномалия, окружающая Эль-онн. Источник мутаций, странных явлений и чудовищ. Порождает изменения и неприятности.
3. Богиня Вероятности и Изменчивости, Леди Бесконечность, Леди Непостоянство, Владычица Случая, Выдающаяся стерва. Официального жречества нет. Неофициальными жрицами считаются все вене.
"Вы знаете, что такое Ауте? Ваш язык не позволяет передать оттенки значения этого слова, но в целом это слово имеет два значения. Как философское понятие ауте - бесконечность, вероятность, непостоянство. Ну, это очень примерно. Есть и еще одно значение: Ауте с большой буквы - вполне конкретный комплекс физических явлений. В некотором роде. Область, расположенная немного "ниже" ареала нашего обитания, если такие понятия, как "верх" и "низ", вообще что-то значат на Эль-онн. Это Ауте отличается запредельной нестабильностью и нередко враждебностью. Сотни тысячелетий жизнь эль-ин в основном была направлена на выживание в условиях подобного "соседства". Вы и представить себе не можете, что время от времени поднималось оттуда, начиная от армий демонов, кончая интегральными штормами. Еще на заре нашей истории было выработано что-то вроде... защитной тактики. Тоже своеобразной. Всегда, сколько мы себя помним, велись работы по поиску более эффективного решения, лет триста назад завершившиеся успехом. Был создан так называемый Щит - конструкция, заключающая Небеса в сферу, полностью отсекающая Эль-онн от смертоносных влияний."
"Ауте, с которой мы, по вашему определению, "воевали", - это в принципе просто физическая аномалия, сферой охватывающая Небеса Эль-онн. Оттуда время от времени "всплывает что-нибудь: стихийное бедствие, новый монстр, новый вирус. Черт в ступе. Иногда с этим действительно приходится воевать, но чаще - приспосабливаться. Изменяться. Как только мы познаем новое явление, оно перестает быть Ауте и становится Эль."
"Не в том смысле, который в это вкладывают люди. Богам поклоняются. Мы Ауте в лучшем случае используем как точку средоточия для медитации. Хотя чаще всего мы просим о снисхождении или жалуемся."
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Хранительница Эль-онн
Официальный лидер эль-ин, фокус коллективного сознания, верховная жрица Эль. Не правит в привычном смысле этого слова — никто не смог бы править таким анархичным сборищем, какое представляют собой эль-ин. Она решает, какие изменения допустимы. По какой эволюционной тропке пойдет народ. Хранительница определяет, как и когда следует отказаться от наиболее устойчивых моральных и физиологических законов — тех, нарушить которые можно лишь всем народом одновременно.
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Вене
Общее название для девочек-подростков эль-ин, еще не начавших осознавать себя как отдельные личности. Обладают устойчивостью внешнего облика и запредельной внутренней гибкостью. В танце или через другую форму искусства могут полностью изменять себя и окружающее. Эти способности теряются при достижении вене возраста осознания себя как индивидов. Исключение — генетическая линия Тей.
"Вы уже знаете о существовании вене - девочек, способных в изменении познавать неведомое. Они - важная часть этой защиты. Они первыми спускались к новому порождению Ауте, танцевали с ним, узнавали его, узнавали возможные пути защиты. При этом до зрелости доживала в лучшем случае одна из трех, может, это несколько прояснит вам демографическую ситуацию на Эль-онн. Но самое "интересное" начиналось дальше. Опасно мало познать, нужно еще где-то взять силу, чтобы с ней справиться. И такой источник был найден. Разум эль-ин. Точнее говоря, разум женщины. А если уж быть совсем точным - разум матери. Я не разбираюсь в механике процесса, но вам должно быть известно о невероятных силах, которые просыпаются в женщине-маге, пытающейся защитить своего нерожденного ребенка. У эль-ин это в тысячи раз сильнее. На последней стадии беременности существует возможность связать разум матери и почти сформировавшегося ребенка, получив доступ к энергии, которую невозможно описать ни словами, ни даже математическими формулами. Мы называем этот способ туауте - Танец Жизни и Смерти Ауте. Само состояние мы называем эль-э-ин - "одновременно и больше и меньше, чем эль-ин". Любая прошедшая некогда подготовку вене способна станцевать туауте. Ребенок в результате обычно погибает. Мать чаще всего удается спасти, но есть побочный эффект - такая женщина не проживет больше тридцати - сорока лет. Для практически бессмертных существ это равносильно самоубийству. Тысячелетиями мы теряли девочек-подростков, теряли младенцев и теряли женщин - во имя выживания расы."
"Вы знаете, что такое Танцовщицы-с-Ауте? Не совсем танец, как вы его понимаете. Может быть песня, плетение сен-образов, чародейство - все что угодно, если это требует постоянного изменения, течения во времени, хотя танец наиболее распространен. Через это мы познаем Ауте и изменяем себя. Понимаете? Изменчивость в высшем понимании этого слова должна быть опосредована какой-то формой того, что вы называете искусством. Можно заставить измениться свои мускулы или регенерировать рану. Можно полностью трансформировать тело. Но... если я превращаюсь из человека в волка, я все равно остаюсь в пределах более-менее однородного строения ДНК. А вот для того, чтобы сделать себе тройную цепочку генов или совершить еще какие-нибудь коренные изменения... Сознание просто отказывается работать с такими вещами. Нужно либо сходить с ума, либо как-то обходить его ограничения. Не буду углубляться в физиологические подробности. Давным-давно было замечено, что женщины гораздо более пластичны в этом отношении, чем мужчины, за редким исключением. Но настоящими танцовщицами могут быть только девочки-подростки, одиннадцати - шестнадцати лет, мы называем их вене. Затем сознание теряет гибкость, окончательно формируется личность, и ты уже не можешь сбрасывать ее, точно старое платье.
На протяжении тысячелетий мы развивали эти способности. Девочка до десяти лет проходит очень жесткий курс обучения - вы и представить себе не можете, насколько жесткий. Отличный от того, который проходят мальчики: они самостоятельны уже к тринадцати-четырнадцати годам. Личность женщины начинает развиваться только после пятнадцати лет, и лишь к тридцати мы достигаем совершеннолетия.
Танцовщицы всегда были нашим основным оружием против Ауте. Но до семнадцати лет доживала лишь одна из трех.
Задатки танцовщицы развивались и оберегались больше, чем какие-либо другие. Было много попыток закрепить эти способности, чтобы они не исчезали с возрастом, но все заканчивалось тем, что девочки так никогда и не превращались в женщин, а следовательно, не могли иметь детей. Тупик.
Однако около пяти тысяч лет назад была создана генетическая линия, получившая название Тея. Мы проходим установленный цикл развития, полностью формируемся как личности, но при этом не утрачиваем способности к танцам. Скорее даже напротив. Наша линия никогда не была особенно широкой, Теи вынуждены танцевать с Ауте всю жизнь, а это далеко не самое безопасное времяпрепровождение. Есть и другие минусы, тем не менее это одна из самых известных и уважаемых линий Эль-онн, и вот уже тысячи лет Теи правят кланом Дернул - кланом Изменяющихся.
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Эль-э-ин
Состояние-транс у эль-ин, достигаемое при слиянии сознаний матери и не рожденного ребенка через танец туауте (“жизнь и смерть в Ауте”). Завязано на материнском инстинкте и инстинкте самосохранения. Непродолжительно, но пробуждает все внутренние резервы. Теоретически сила и возможности эль-э-ин не бесконечны, но найти их реальные пределы на практике пока никому не удалось. Используется как последний рубеж обороны. Ведет к неминуемой смерти и ребенка, и, с некоторой отсрочкой, матери.
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Ве'Риани
Особый тип родства между вене и воином, охраняющим ее в танце, что-то вроде симбиоза, от которого должна выиграть каждая сторона. Вене имеет безусловное, почти рефлекторное подчинение Риани любым своим приказам, воин также обязан любой ценой защищать жизнь своей госпожи.
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Ту
"Человеческий язык содержит огромное количество понятий, означающих различные оттенки одного и того же явления. Например, то, что вы называете "жизнь" - наше ту. Но ту на ваш язык можно перевести и как "смерть", и еще десятком других слов. И все эти слова - только грани ту."
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Сен-образ
"На самом деле образы - очень сложная система, чем-то напоминающая древние иероглифы в пятимерном пространстве, и... у вас просто нет слов, чтобы это описать. Они очень индивидуальны. Образы - это вид искусства, которое зависит от развития личности. Например, речь некоторых Старших я не то что не всегда могу понять - даже разглядеть во всей ее полноте. Улавливается лишь доступный моему пониманию смысл."
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".
Этикет
На Эль-онн есть еще несколько разумных видов. Когда вы говорите "Антея-эль", это показывает, что вы обращаетесь именно к Антее, принадлежащей к народу эль-ин. Если говорите "Антея-тор" - подчеркиваете, что общение идет с женщиной, занимающей высокое (насколько этот термин здесь применим) социальное положение, не обязательно среди эль-ин.
(с) А. Парфенова "Танцующая с Ауте".